Гарантии защиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством

Надежная и эффективная защита населения от чрезвычайных ситуаций – одна из главных задач органов государственной власти. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает полномочия государственных органов и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказанию помощи и защите населению в случае возникновения таких ситуаций.

Вступление данного закона в силу означает создание уникальных формирований и органов для реагирования на чрезвычайные ситуации, а также определение главного органа по делам защиты населения и территорий – Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Согласно данному закону, организации и граждане обязаны принимать участие в проведении мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечению его безопасности.

Важным положением закона является введение ответственности за создание опасных ситуаций и невыполнение обязанностей по защите населения. В случае причинения материального ущерба гражданам и организациям, предусматривается возмещение материального ущерба в полном объеме. Государство предоставляет помощь пострадавшим гражданам и организациям, а также осуществляет социальную защиту и учет их интересов при принятии решений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации и их последствия

Принятие мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций

В соответствие с законом, органы государственной власти и организации обязаны разрабатывать проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций, созданию систем предупреждения и оповещения населения, а также организации готовности органов и сил для ликвидации последствий таких ситуаций.

Полномочия и обязанности органов и организаций

  • Обеспечение органов государственной власти, организаций и граждан техническими и другими средствами предупреждения, ликвидации, прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций.
  • Приведение в соответствие с требованиями законодательства о состоянии защищенности населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
  • Создание систем предупреждения и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
  • Готовность органов и сил для проведения неотложных и оперативных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • Организация работ по предупреждению, прогнозированию, ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая создание резервов материальных и финансовых средств.
  • Обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного гражданам и организациям в результате чрезвычайных ситуаций.
  • Привлечение народных дружин, общественных объединений к участию в мерах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Приведение режима чрезвычайной ситуации в действие

В случае введения режима чрезвычайной ситуации, органы государственной власти и организации принимают решения о проведении неотложных мероприятий, включая организацию эвакуации населения, оказание медицинской помощи, обеспечение материальной поддержки пострадавшим и другим необходимым действиям.

Таким образом, роль органов государственной власти и организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций состоит в создании систем предупреждения, организации готовности и принятии необходимых мероприятий для ликвидации причиненного чрезвычайными ситуациями ущерба и обеспечения безопасности граждан и объектов.

Федеральный закон о защите населения

Федеральный закон предусматривает ряд мер и механизмов для защиты граждан от чрезвычайных ситуаций. Он определяет права и обязанности организаций и граждан в области обеспечения безопасности и минимизации возможных последствий ЧС.

Глава I. Основные положения

  1. Федеральный закон предусматривает создание целевых программ и формирование резервов для предупреждения, ликвидации и последующего возмещения причиненного ущерба в случае ЧС.
  2. Он также определяет порядок привлечения вооруженных формирований субъектов Российской Федерации для выполнения мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
  3. Федеральный закон устанавливает правила финансового обеспечения мероприятий по защите населения и формирования резервов, включая использование финансовых ресурсов государства и привлечение финансирования из международных и других источников.
Советуем прочитать:  Взгляд на важность роли лизингодателя в процессе лизинговых сделок

Глава II. Функции и организация защиты населения

  • Федеральный закон определяет ответственность государственных органов и организаций за предупреждение и ликвидацию ЧС, включая проведение экспертизы, разработку проектной и нормативных документации, а также обеспечение готовности объектов жилым и социальным блокпостам.
  • Органы местного самоуправления и гражданская оборона осуществляют мероприятия по информированию населения о возможных ЧС, проведению референдумах и выборах, а также мобилизационной и предупредительной работе.

Глава III. Обязанности и права граждан и организаций

  1. Граждане обязаны соблюдать меры безопасности и инструкции по защите от ЧС, а также сообщать о предполагаемых или происходящих чрезвычайных ситуациях.
  2. Организации должны предоставлять необходимые ресурсы для выполнения мероприятий по защите населения, соблюдать требования по обеспечению безопасности объектов и проходить надлежащую экспертизу технических средств и систем, используемых для защиты населения.

Таким образом, Федеральный закон о защите населения определяет основные правила и принципы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает формирование резервов и целевых программ для защиты и возмещения причиненного ущерба.

Статья 16 Федерального закона

1. Для организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для защиты населения и объектов от их последствий создаются и используются резервы материальных, финансовых и иных ресурсов, объединений субъектов Российской Федерации, организаций, привлечение которых обеспечивает реализацию мероприятий по защите населения и объектов.

2. Порядок создания, использования и отложения финансовых резервов, а также порядок использования материальных резервов определяются федеральным законом о финансовом обеспечении государственной программы «Чрезвычайные ситуации».

3. Глава IX настоящего закона устанавливает порядок принятия соответствующих финансовых актов, в том числе актов о финансовом обеспечении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок финансового обеспечения подготовки субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Организация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с органами федеральной службы исключительно на осуществление полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также на осуществление функций по организации и осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — основной направленностью их деятельности.

5. В случае необходимости привлечения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях других субъектов Российской Федерации префекты, действуют в пределах полномочий, предусмотренных статьей 25 настоящего закона.

6. Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения и объектов от их последствий на территориях особо экономических зон и портов осуществляются в порядке, предусмотренном законом о зонах и портах.

Советуем прочитать:  Основные принципы службы в органах внутренних дел: принципы работы полицейских в ОВД для обеспечения безопасности и порядка

Статьи 24-31 федерального закона

Статья 24 определяет порядок проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 25 устанавливает порядок предоставления субъектам Российской Федерации права разрабатывать и принимать межрегиональные программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 26 определяет порядок проведения рейдов, а также порядок обнаружения и учета подтвержденных случаев риска возникновения, проявления и развития чрезвычайных ситуаций.

Статья 29 устанавливает особый порядок предоставления гражданам жилых помещений в случае их утраты в результате чрезвычайной ситуации.

Статья 30 определяет порядок принятия решения о включении субъекта Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, применение на которые распространяется особый порядок финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 31 устанавливает порядок и условия привлечения к участию в проведении голосования по согласительным мерам по землеустройству и защите земельных прав от неблагоприятных чрезвычайных ситуаций населения.

Всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также могут быть привлечены для обеспечения безопасности населения и территории в международных проектных и иных программах.

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется для обеспечения государственной безопасности, защиты прав и свобод граждан, спасения жизней и здоровья людей, а также всестороннего обеспечения защиты и сопровождения населения на территории Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (положения 11.1., 11.2., 22, 26., 30. и 31).

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться в силу решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами, а также по решениям внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (положение 26., 30. и 31).

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем:

— приведения в полное соответствие с федеральными законами и принятию нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; — обеспечения финансирования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссий и объединений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; — обеспечения материального и технического обеспечения, включая средства связи, специальные средства и средства индивидуальной защиты, а также жилым и помещениям, необходимым для выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— повышенной готовности воинских формирований и органов управления; — приведения в боевую готовность соответствующих воинских формирований и органов управления; — использования вооруженных сил и других войск и формирований Российской Федерации в чрезвычайной ситуации.

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться по решению Президента Российской Федерации, глав военных формирований и органов управления (положение 11.1.). При этом применение вооруженных сил и других войск и формирований Российской Федерации в чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с принятой зоной (полосой) поражения опасных природных и иных явлений.

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться при проведении референдумов (положение 11.2.). При этом вооруженные силы Российской Федерации привлекаются для обеспечения безопасности граждан и порядка во время проведения референдумов и реализации их решений, а также для противодействия любым попыткам незаконного вмешательства в референдум или в реализацию его решений.

Советуем прочитать:  Как разрешать споры в сфере корпоративных отношений: вопросы подсудности и их решение

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться также в случае отложения проектной реализации мер по обеспечению государственной безопасности и защите прав и свобод граждан Российской Федерации (положение 31). При этом Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и защите прав и свобод граждан Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении решения о приведении призывника в полную воинскую готовность также является специфическим случаем использования Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения государственной безопасности и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации (положение 11.1.).

Привлечение других войск и воинских формирований

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает возможность привлечения вооруженных сил и других воинских формирований для обеспечения безопасности и защиты населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций.

Согласно закону, вооруженные силы могут быть привлечены для:

11.1. Защиты объектов и помещений

В случае угрозы опасным последствиям для государственной безопасности и жизни людей, вооруженные силы могут использоваться для обеспечения защиты объектов и помещений, в том числе жилых.

11.2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций

Силы и средства вооруженных сил могут быть задействованы для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий.

11.3. Обеспечения безопасности на выборах и референдумах

Вооруженные силы могут быть привлечены для обеспечения безопасности и соблюдения правовых положений при проведении избирательных голосований и референдумах.

11.4. Обеспечения безопасности государственной власти

В случае угрозы преступных посягательств на государственную власть, военные подразделения могут быть привлечены для обеспечения безопасности и поддержания порядка.

11.5. Предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Воинские формирования могут быть задействованы для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая реагирование на угрозу или факт применения оружия массового поражения.

11.6. Обеспечения финансовых и ресурсных потребностей

Одно из положений закона предусматривает использование вооруженных сил для обеспечения финансового и ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Привлечение других войск и воинских формирований осуществляется в соответствии с законом и в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации, а также сил и средств, имеющихся у федеральных органов исполнительной власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector