Надежная и эффективная защита населения от чрезвычайных ситуаций – одна из главных задач органов государственной власти. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает полномочия государственных органов и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказанию помощи и защите населению в случае возникновения таких ситуаций.
Вступление данного закона в силу означает создание уникальных формирований и органов для реагирования на чрезвычайные ситуации, а также определение главного органа по делам защиты населения и территорий – Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Согласно данному закону, организации и граждане обязаны принимать участие в проведении мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечению его безопасности.
Важным положением закона является введение ответственности за создание опасных ситуаций и невыполнение обязанностей по защите населения. В случае причинения материального ущерба гражданам и организациям, предусматривается возмещение материального ущерба в полном объеме. Государство предоставляет помощь пострадавшим гражданам и организациям, а также осуществляет социальную защиту и учет их интересов при принятии решений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации и их последствия
Принятие мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций
В соответствие с законом, органы государственной власти и организации обязаны разрабатывать проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций, созданию систем предупреждения и оповещения населения, а также организации готовности органов и сил для ликвидации последствий таких ситуаций.
Полномочия и обязанности органов и организаций
- Обеспечение органов государственной власти, организаций и граждан техническими и другими средствами предупреждения, ликвидации, прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций.
- Приведение в соответствие с требованиями законодательства о состоянии защищенности населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
- Создание систем предупреждения и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
- Готовность органов и сил для проведения неотложных и оперативных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- Организация работ по предупреждению, прогнозированию, ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая создание резервов материальных и финансовых средств.
- Обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного гражданам и организациям в результате чрезвычайных ситуаций.
- Привлечение народных дружин, общественных объединений к участию в мерах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Приведение режима чрезвычайной ситуации в действие
В случае введения режима чрезвычайной ситуации, органы государственной власти и организации принимают решения о проведении неотложных мероприятий, включая организацию эвакуации населения, оказание медицинской помощи, обеспечение материальной поддержки пострадавшим и другим необходимым действиям.
Таким образом, роль органов государственной власти и организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций состоит в создании систем предупреждения, организации готовности и принятии необходимых мероприятий для ликвидации причиненного чрезвычайными ситуациями ущерба и обеспечения безопасности граждан и объектов.
Федеральный закон о защите населения
Федеральный закон предусматривает ряд мер и механизмов для защиты граждан от чрезвычайных ситуаций. Он определяет права и обязанности организаций и граждан в области обеспечения безопасности и минимизации возможных последствий ЧС.
Глава I. Основные положения
- Федеральный закон предусматривает создание целевых программ и формирование резервов для предупреждения, ликвидации и последующего возмещения причиненного ущерба в случае ЧС.
- Он также определяет порядок привлечения вооруженных формирований субъектов Российской Федерации для выполнения мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
- Федеральный закон устанавливает правила финансового обеспечения мероприятий по защите населения и формирования резервов, включая использование финансовых ресурсов государства и привлечение финансирования из международных и других источников.
Глава II. Функции и организация защиты населения
- Федеральный закон определяет ответственность государственных органов и организаций за предупреждение и ликвидацию ЧС, включая проведение экспертизы, разработку проектной и нормативных документации, а также обеспечение готовности объектов жилым и социальным блокпостам.
- Органы местного самоуправления и гражданская оборона осуществляют мероприятия по информированию населения о возможных ЧС, проведению референдумах и выборах, а также мобилизационной и предупредительной работе.
Глава III. Обязанности и права граждан и организаций
- Граждане обязаны соблюдать меры безопасности и инструкции по защите от ЧС, а также сообщать о предполагаемых или происходящих чрезвычайных ситуациях.
- Организации должны предоставлять необходимые ресурсы для выполнения мероприятий по защите населения, соблюдать требования по обеспечению безопасности объектов и проходить надлежащую экспертизу технических средств и систем, используемых для защиты населения.
Таким образом, Федеральный закон о защите населения определяет основные правила и принципы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает формирование резервов и целевых программ для защиты и возмещения причиненного ущерба.
Статья 16 Федерального закона
1. Для организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для защиты населения и объектов от их последствий создаются и используются резервы материальных, финансовых и иных ресурсов, объединений субъектов Российской Федерации, организаций, привлечение которых обеспечивает реализацию мероприятий по защите населения и объектов.
2. Порядок создания, использования и отложения финансовых резервов, а также порядок использования материальных резервов определяются федеральным законом о финансовом обеспечении государственной программы «Чрезвычайные ситуации».
3. Глава IX настоящего закона устанавливает порядок принятия соответствующих финансовых актов, в том числе актов о финансовом обеспечении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок финансового обеспечения подготовки субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Организация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с органами федеральной службы исключительно на осуществление полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также на осуществление функций по организации и осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — основной направленностью их деятельности.
5. В случае необходимости привлечения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях других субъектов Российской Федерации префекты, действуют в пределах полномочий, предусмотренных статьей 25 настоящего закона.
6. Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения и объектов от их последствий на территориях особо экономических зон и портов осуществляются в порядке, предусмотренном законом о зонах и портах.
Статьи 24-31 федерального закона
Статья 24 определяет порядок проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 25 устанавливает порядок предоставления субъектам Российской Федерации права разрабатывать и принимать межрегиональные программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 26 определяет порядок проведения рейдов, а также порядок обнаружения и учета подтвержденных случаев риска возникновения, проявления и развития чрезвычайных ситуаций.
Статья 29 устанавливает особый порядок предоставления гражданам жилых помещений в случае их утраты в результате чрезвычайной ситуации.
Статья 30 определяет порядок принятия решения о включении субъекта Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, применение на которые распространяется особый порядок финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 31 устанавливает порядок и условия привлечения к участию в проведении голосования по согласительным мерам по землеустройству и защите земельных прав от неблагоприятных чрезвычайных ситуаций населения.
Всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также могут быть привлечены для обеспечения безопасности населения и территории в международных проектных и иных программах.
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется для обеспечения государственной безопасности, защиты прав и свобод граждан, спасения жизней и здоровья людей, а также всестороннего обеспечения защиты и сопровождения населения на территории Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (положения 11.1., 11.2., 22, 26., 30. и 31).
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться в силу решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами, а также по решениям внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (положение 26., 30. и 31).
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется путем:
— приведения в полное соответствие с федеральными законами и принятию нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; | — обеспечения финансирования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссий и объединений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; | — обеспечения материального и технического обеспечения, включая средства связи, специальные средства и средства индивидуальной защиты, а также жилым и помещениям, необходимым для выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций; |
— повышенной готовности воинских формирований и органов управления; | — приведения в боевую готовность соответствующих воинских формирований и органов управления; | — использования вооруженных сил и других войск и формирований Российской Федерации в чрезвычайной ситуации. |
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться по решению Президента Российской Федерации, глав военных формирований и органов управления (положение 11.1.). При этом применение вооруженных сил и других войск и формирований Российской Федерации в чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с принятой зоной (полосой) поражения опасных природных и иных явлений.
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться при проведении референдумов (положение 11.2.). При этом вооруженные силы Российской Федерации привлекаются для обеспечения безопасности граждан и порядка во время проведения референдумов и реализации их решений, а также для противодействия любым попыткам незаконного вмешательства в референдум или в реализацию его решений.
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации может осуществляться также в случае отложения проектной реализации мер по обеспечению государственной безопасности и защите прав и свобод граждан Российской Федерации (положение 31). При этом Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и защите прав и свобод граждан Российской Федерации.
Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении решения о приведении призывника в полную воинскую готовность также является специфическим случаем использования Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения государственной безопасности и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации (положение 11.1.).
Привлечение других войск и воинских формирований
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает возможность привлечения вооруженных сил и других воинских формирований для обеспечения безопасности и защиты населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций.
Согласно закону, вооруженные силы могут быть привлечены для:
11.1. Защиты объектов и помещений
В случае угрозы опасным последствиям для государственной безопасности и жизни людей, вооруженные силы могут использоваться для обеспечения защиты объектов и помещений, в том числе жилых.
11.2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций
Силы и средства вооруженных сил могут быть задействованы для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий.
11.3. Обеспечения безопасности на выборах и референдумах
Вооруженные силы могут быть привлечены для обеспечения безопасности и соблюдения правовых положений при проведении избирательных голосований и референдумах.
11.4. Обеспечения безопасности государственной власти
В случае угрозы преступных посягательств на государственную власть, военные подразделения могут быть привлечены для обеспечения безопасности и поддержания порядка.
11.5. Предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Воинские формирования могут быть задействованы для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая реагирование на угрозу или факт применения оружия массового поражения.
11.6. Обеспечения финансовых и ресурсных потребностей
Одно из положений закона предусматривает использование вооруженных сил для обеспечения финансового и ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Привлечение других войск и воинских формирований осуществляется в соответствии с законом и в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации, а также сил и средств, имеющихся у федеральных органов исполнительной власти.