Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (также известный как Закон 223-ФЗ) является основанием для регулирования процедур закупок в сфере государственных и муниципальных нужд. Закон 223-ФЗ был скорректирован и вступил в силу с изменениями, которые были внесены в него последней редакцией.
Основная цель ФЗ 223-ФЗ заключается в создании конкурентной среды для предпринимательства. Закон регулирует требования к заказчикам, в том числе субъектам среднего предпринимательства, а также к компаниям, реализующими инвестиционные проекты в области садово-паркового и архитектурного строительства.
ФЗ 223-ФЗ устанавливает нормативные требования к процедуре закупок, а также порядок заключения контрактов и гарантии на выполнение обязательств по ним. Основные требования, регулируемые законом, включают описание предмета закупок, требования к документации, требованиям к капитальному ремонту и реконструкции объектов, изысканиям и проектной документации.
ФЗ 223 разрешено заключение доли долевого участия в обществах с ограниченной ответственностью. Также в регулировании закупок прописаны требования к обязательной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, который может быть участником конкурсных процедур закупок.
Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства
1. Вступления в силу ФЗ 223 о закупках принципы заключения и исполнения договоров в области подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий, строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов капитального строительства определены в соответствии с целями и принципами государственной закупочной системы и с учётом особенностей подготовки и реализации таких проектов.
2. Субъекты, регулируемые ФЗ 223 о закупках, обязаны обеспечивать конкурентную среду в разработке, соблюдение требований закона. Установленные сроки реализации подготовки проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов капитального строительства должны соответствовать указанным в актах разработки проектной документации и (или) в договорах.
3. Исполнение договоров по проведению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства в ходе закупок должно осуществляться с учётом принципов ответственности и контроля, установленных ФЗ 223 о закупках, включая проверки иные мероприятия по государственному контролю и независимой проверке на соблюдение требований закона.
4. | Компаниями, осуществляющими работы по созданию, обновлению и реконструкции объектов капитального строительства, должны быть представлены отчеты о выполненных работах в сроки, определенные в законах и условиях договоров. |
---|---|
5. | Услуги по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства должны соответствовать требованиям ФЗ 223 о закупках, а также требованиям, установленным федеральными законами и актами в сфере строительства и градостроительства. |
6. | Новый способ обеспечения требований ФЗ 223 о закупках при заключении и исполнении договоров в области подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий, строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов капитального строительства может быть предложен в форме годовых отчетов по выполнению работ и контроля со стороны предпринимательства. |
Изменения в ФЗ 223 о закупках
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает основные принципы и требования к осуществлению закупок в сфере государственных и муниципальных нужд. Этот закон регулирует отношения, возникающие при разработке и принятии закона, а также осуществлении закупок по правилам, установленным ФЗ 223.
Вступление в силу поправок к ФЗ 223 о закупках, принятых 03.01.2021 года, составило новое основание для проведения мониторинга и контроля за соблюдением закона. Такие изменения в законе включение в состав контрольных отчетов основных сведений о заключенных контрактах, о работе с документами по закупкам в рамках законодательства РФ.
В результате изменений в ФЗ 223 о закупках установлены новые требования к уставному капиталу юридических лиц, участникам закупок, а также к контрактам на проведение работ по созданию, реконструкции и ремонту объектов архитектуры. Такие требования отличаются от требований, установленных ранее действующим законом.
Изменения в ФЗ 223 также расширяют основания для участия в конкурентной процедуре, включая требования к соответствию контрагента закону и актам, принятым в соответствии с ФЗ 223.6. Силу новых требований получилось участие в аренде объектов государственной собственности, а также в проведении фрахтования и аренды.
Такие изменения в ФЗ 223 о закупках вступили в силу с 1 января 2022 года, что подразумевает обязательное соблюдение новых требований и правил для всех участников закупочных процедур.
Важность статьи 3.1-3
Статья 3.1-3 Федерального закона № 223-ФЗ о закупках имеет особую важность и значимость. Она отличается от других закупочных статей и требует обновления закупок и соответствия новым принципам и правовым требованиям.
С момента вступления в силу или 1 января 2025 года, новая редакция статьи 3.1-3 распространяется на все договоры аренды или размещения заказчиками отчетов о закупках.
Выполнение планов закупок
Одним из ключевых моментов статьи 3.1-3 является обзор и рекомендации функционирования реестра закупок, что позволяет обеспечить поддержку единственного источника информации о планах и результатах закупок.
Для выполнения планов закупок и целей по реализующими и механизмам оплаты и иным документации, введены новые принципы и правила. Теперь компаниями по строительству капитального и ремонтно-строительного характера разрешено заключать договоры с использованием планов размещения, включая изыскания и проектную документацию.
Роль электронной площадки
Важной инновацией статьи 3.1-3 является поддержка электронной площадки в создании механизма размещения информации о закупках. Она позволяет заказчикам установить долю реализующими единственного поставщика (РНП) или пятидесяти процентов от долей товаров.
Внедрение нового механизма обеспечивает создание эффективной системы контроля и поддержки прозрачности процессов закупок во всех отношениях. Такие изменения в ФЗ 223 усиливают доверие к компаниям и повышают соответствие требованиям закона.
Процесс заключения договоров
Процесс заключения договоров по основе 223-ФЗ о закупках осуществляется на основе соблюдения механизма, предусмотренного законом. Он обеспечивает конкурентную среду между участниками закупок и закупающими организациями. Закупки могут быть закрытыми для доступа участников только с соблюдением требований, предусмотренных законом и по решению заказчиков в рамках их законодательных полномочий.
Однако, в соответствии с пунктом 3.5. ФЗ 223 о закупках, осуществление договорov с ними регулируется Российской Федерацией. Для такой закупки необходимо включение информационного обзора в планы нефрахтования корпораций и предпринимательства и предметом договора являются инвестиционные работы. Вносимые изменения в требования ФЗ 223 обеспечивают функционирование реестра недобросовестных поставщиков, а также реестра юридических лиц, принадлежащих к ведомственному заказчику (или муниципальному заказчику) или консолидированный перечень закупок, скорректированный с учетом требований технической документации, оплаты и оценки работ, требованиям последней редакции ФЗ 223.
Данное новое требование обеспечивает осуществление закупок по исполнению работ и оказанию услуг на основе 223-ФЗ с соблюдением всех условий и требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Исполнение договоров по проектной документации
Исполнение договоров по проектной документации осуществляется в соответствии с указанными требованиями ФЗ 223 о закупках заключенными с поставщиком в форме, которая превышает требования закупочной процедуры 3.5.
Договоры по проектной документации, вносимых на государственном реестре заключенных в соответствии с ФЗ 223 о закупках, регулируемые нормативными актами по вопросам инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов градостроительства, предметом которых являются работы (услуги) и (или) поставка товаров, с которыми участниками отличаются установленные гарантии, обязанности по оплате и ответственность 3.1-1., принципы расширенного обзора и рекомендации по принятых требованиям проектных и рабочих документов.
Исполнение договоров по проектной документации осуществляется в форме, которая превышает требования закупочной процедуры 3.5. В случае, если в договоре по проектной документации указано, что проектная и рабочая документация содержит все сведения, необходимые для разработки проекта и строительства, а гарантийные обязательства по качеству и срокам выполнения работ также являются предметом договора, указанные требования могут быть сокращены.
Гарантии должны быть предоставлены поставщиком как в форме банковской гарантии, так и в ином виде, предусмотренном ФЗ 223 о закупках.
В случае закупок проектов, осуществляемых в новом капитале или на объектах градостроительства, где выполнение работ включает в себя разработку проектной документации или инженерные изыскания, или их соотношение неясно, допускается указывать в контракте сокращенности сроков выполнения работ и предоставления формы банковской гарантии.
Поставщик имеет право требовать, чтобы его обязанности по заключенным договорам по проектной документации не превышали по совокупности объем работ, включенных в реестр заключенных с ним договоров.
В случае если объем объектов градостроительства или поставляемого товара превышает процентные доли, указанные в договорах по проектной документации, регулируемые нормативными актами по вопросам инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов градостроительства, поставщик несет ответственность за обеспечение исполнимости договоров, полную оплату поставленных товаров и выполнение работ в соответствии с законодательством.
Если в договоре по проектной документации предметом сделки является проектная и рабочая документация, указанная в ФЗ 223 о закупках, и она отличается от проектной документации, разработанной участниками в соответствии с закупочной процедурой 5.1., то она должна быть предоставлена поставщиком путем передачи ее на электронном носителе или на другой портативной электронной форме, либо посредством размещения на указанном поставщиком в ФЗ 223 о закупках реестре, или посредством представления поставщиком копии указанной проектной документации на экспертизу в контролирующие органы.
В целях обеспечения исполнимости договоров, предусмотренных в ФЗ 223 о закупках и заключенных на взаимодействии с поставщиком, поставщику предоставляется обязательство выполнить работы или предоставить товары в соответствии с требованиями указанного законодательства.
Выполнение инженерных изысканий и их роль
Инженерные изыскания играют важную роль в закупочной деятельности и предусматриваются Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно статье 3.3. данного закона, заказчиками или дочерними подразделениями Минфина России могут быть приняты требования о проведении инженерных изысканий для выполнения проектов строительства, реконструкции или ремонта объектов.
Инженерные изыскания являются неотъемлемой частью процесса закупки и выполняются с участием исполнителя (подрядчика) в соответствии с ФЗ 223. В ходе их проведения осуществляется проверка наличия необходимых знаний и опыта у исполнителя для оказания услуг по изысканиям, а также проверка сроков выполнения работ и внесенных изменений в технические документы.
Роль инженерных изысканий заключается в определении доли затрат, которую исполнитель несет на выполнение работ, связанных с инженерными изысканиями. В соответствии со статьей 5.1. закона 223-ФЗ, исполнитель должен закрыть эту статью расходов в составе цены контракта.
Инженерные изыскания имеют несколько видов, предусматривающим разные этапы и механизм их исполнения. Согласно статье 3.1. закона 223-ФЗ, инженерные изыскания подразделяются на инженерные изыскания для нового строительства и инженерные изыскания для реконструкции строительства.
Выполнение инженерных изысканий осуществляется в соответствии с принципами, установленными законом 223-ФЗ. Заказчики обязаны соблюдать требования и сроки, указанные в заключенных договорах на выполнение инженерных изысканий.
Важно отметить, что инженерные изыскания могут проводиться только юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию на осуществление таких работ в Российской Федерации.
При выполнении инженерных изысканий заказчикам разрешено привлекать подрядчиков с использованием механизма малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно статье 3.2. закона 223-ФЗ, доля МСП в товарах, работах и услугах, закупаемых в рамках инженерных изысканий, должна составлять не менее 15 процентов.
Таким образом, выполнение инженерных изысканий играет важную роль в процессе закупок в соответствии с ФЗ 223-ФЗ. Оно помогает заказчикам получить необходимые технические данные и определить долю затрат на данные работы. Также участие МСП в выполнении инженерных изысканий способствует развитию малого и среднего предпринимательства в стране.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства
Порядок проведения таких закупок регулируется разделом 1. статьи 3.1. Закона и включает в себя извещения о закупках, контроль за исполнением заключения контрактов, а также оценку эффективности проведенных закупок.
№ | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Строительство | Проведение работ по возведению новых объектов капитального строительства. |
2. | Реконструкция | Осуществление модернизации и преобразования уже существующих объектов. |
3. | Капитальный ремонт | Проведение работ по восстановлению и поддержанию работоспособности объектов. |
Для проведения закупок в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, организации, включая государственные корпорации и дочерние общества, должны соблюдать основные моменты, определенные ФЗ 223, включая:
- Установленные правительством Российской Федерации пороги стоимости таких закупок.
- Нормативные требования к проведению электронной закупки в данной сфере.
- Особенности закупки товаров, работ и услуг с долей искусства, расширенным порядком проведения закупки.
- Планы закупок и план-графики.
Также, при проведении закупок в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, могут применяться механизмы, регулируемые статьей 3.2. Закона, включая аренду объектов.
Особые требования устанавливаются для закупок в области градостроительства и функционирования объектов капитального строительства, инвестиционных проектов и формирования капитала в данной сфере.
Таким образом, ФЗ 223 о закупках определяет основные правила и порядок проведения закупок в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, обеспечивая контроль и регулирование закупок в этой сфере.